Травология на Rara Avis' Web Site

Плакун-трава

Иван Панкеев "Полная энциклопедия быта русского народа"

   Стих о "Голубиной Книге", вобравший в десятки своих ходящих по всем уголкам светлорусского простора разносказов чуть ли не всю сущность простодушной нородной мудрости, ставит над произрастающими на земной груди травами одну - набольшей-старшею.

   "Какая трава всем травам мати?" - возглашается в числе других вопросов, предложенных Володимиром-царем Володимировичем премудрому Давыду Евсеевичу.

   "Плакун-трава всем травам мати!" - следует в своем месте ответ на это слово вопросное.

   "Почему Плакун всем травам мати?" - продолжает свою речь стих-сказание.

   "Когда жидовья Христа роспяли, святую кровь Его пролили, Мать Пречистая Богородица по Исусу Христу сильно плакала, по своем Сыну по возлюбленном; ронила слезы Пречистыя на матушку на сырую землю. От тех слез, от пречистыих, зарождалась Плакун-трава: потому Плакун-трава - травам мати!"

   По старинному поверью, это набольшее в царстве трав былие заставляет плакать бесов и ведьм. Народ русский советует собирать ее на зорьке под Иванов день. В первом томе сахаровских "Сказаний русского народа" приводится любопытный заговор, шепотком произносившийся в старину в церкви над вырванной с корнем "Плакун-травою", для устрашения нечистой силы:

   "Плакун, Плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало. Не катись твои слезы по чисту полю, не разносись твой вой по синю морю! Будь ты страшен злым бесам, полубесам, старым ведьмам киевским! А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах; а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподния. Будь мое слово при тебе крепко и твердо. Век веков!

   По словам опытных травоведов, в цветках и корне Плакун-травы - главная ее мощь. Корень этой "всем травам матери" таит в себе силу, охраняющую малодушных людей от всякого соблазна.

   Некоторые относят имя "Плакун" к Иван-чаю (epilobium angustifolium), другие - к луговому зверобою (hipericum ascyron), третьи - к диким василькам (lithrum salicaria), именующимся также дубровником, подбережником, твердяком, кровавницею и вербой-травою.

   В первом случае "Плакун" является целебным в качестве "разбивающихся припарок". Это цветущее в июне-июле растение весьма часто встречается на лесных опушках, по горным склонам и в садах по лесистым местностям.

   Во втором случае - простонародные лечейки приписывают ему разноцелительную силу, а также - "разводщую и противоглистную". Им же лечат в деревенской глуши чахотку. Деревенские знахари собирают его по заливным лугам и лесным низинам, сушат и пользуют и в виде порошков, и в виде настойки (на вине или на воде) от самых разнородных болезней. При благоприятном исходе лечения приписывают главную силу своим наговорам-нашептываниям, а при несчастном - ссылаются на то, что болящий-де следовал врачебным указаниям без веры в их силу. В одном старинном лечебнике, изданном в начале XIX-ого столетия и составленном по народным средствам в связи с научной оценкою их, подавались те или другие советы, и в заключение - с простодушной откровенностью - говорилось: "Если не поможет, похорони с честию". Наши простонародные знахари могли бы сказать тоже самое, если бы от них потребовали объяснения перенятой от прадедов словесной науки врачевания.

   Дикие васильки ("Плакун") дают, по уверению не только знахарей, но и настоящих врачей, помощь при лечении желтухи. Настоянная на их цветах вода - одно из средств против глазных болезней вообще, а слезотечения - наособицу.

   Во всех случаях "трава всем травам мати" (за то или другое растение принимать ее) является доброю травой, подающей людям подмогу немалую, - недаром народная молвь крылатая и говорит, что зародилась она впервые на белом Божьем свете из пречистых слез Богоматери, пролитых Приснодевою по Ее возлюбленном сыне, принесшем темному миру Свет спасения.

   

Написать мне
Вернуться
На главную страницу
Гостевая книга
Hosted by uCoz