Плакун-трава
Иван Панкеев "Полная энциклопедия быта русского народа"
Стих о "Голубиной Книге", вобравший в десятки своих ходящих по всем уголкам светлорусского простора разносказов чуть ли не всю сущность простодушной нородной мудрости, ставит над произрастающими на земной груди травами одну - набольшей-старшею.
"Какая трава всем травам мати?" - возглашается в числе других вопросов, предложенных Володимиром-царем Володимировичем премудрому Давыду Евсеевичу.
"Плакун-трава всем травам мати!" - следует в своем месте ответ на это слово вопросное.
"Почему Плакун всем травам мати?" - продолжает свою речь стих-сказание.
"Когда жидовья Христа роспяли, святую кровь Его пролили, Мать Пречистая Богородица по Исусу Христу сильно плакала, по своем Сыну по возлюбленном; ронила слезы Пречистыя на матушку на сырую землю. От тех слез, от пречистыих, зарождалась Плакун-трава: потому Плакун-трава - травам мати!"
По старинному поверью, это набольшее в царстве трав былие заставляет плакать бесов и ведьм. Народ русский советует собирать ее на зорьке под Иванов день. В первом томе сахаровских "Сказаний русского народа" приводится любопытный заговор, шепотком произносившийся в старину в церкви над вырванной с корнем "Плакун-травою", для устрашения нечистой силы:
"Плакун, Плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало. Не катись твои слезы по чисту полю, не разносись твой вой по синю морю! Будь ты страшен злым бесам, полубесам, старым ведьмам киевским! А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах; а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподния. Будь мое слово при тебе крепко и твердо. Век веков!
По словам опытных травоведов, в цветках и корне Плакун-травы - главная ее мощь. Корень этой "всем травам матери" таит в себе силу, охраняющую малодушных людей от всякого соблазна.
Некоторые относят имя "Плакун" к Иван-чаю (epilobium angustifolium), другие - к луговому зверобою (hipericum ascyron), третьи - к диким василькам (lithrum salicaria), именующимся также дубровником, подбережником, твердяком, кровавницею и вербой-травою.
В первом случае "Плакун" является целебным в качестве "разбивающихся припарок". Это цветущее в июне-июле растение весьма часто встречается на лесных опушках, по горным склонам и в садах по лесистым местностям.
Во втором случае - простонародные лечейки приписывают ему разноцелительную силу, а также - "разводщую и противоглистную". Им же лечат в деревенской глуши чахотку. Деревенские знахари собирают его по заливным лугам и лесным низинам, сушат и пользуют и в виде порошков, и в виде настойки (на вине или на воде) от самых разнородных болезней. При благоприятном исходе лечения приписывают главную силу своим наговорам-нашептываниям, а при несчастном - ссылаются на то, что болящий-де следовал врачебным указаниям без веры в их силу. В одном старинном лечебнике, изданном в начале XIX-ого столетия и составленном по народным средствам в связи с научной оценкою их, подавались те или другие советы, и в заключение - с простодушной откровенностью - говорилось: "Если не поможет, похорони с честию". Наши простонародные знахари могли бы сказать тоже самое, если бы от них потребовали объяснения перенятой от прадедов словесной науки врачевания.
Дикие васильки ("Плакун") дают, по уверению не только знахарей, но и настоящих врачей, помощь при лечении желтухи. Настоянная на их цветах вода - одно из средств против глазных болезней вообще, а слезотечения - наособицу.
Во всех случаях "трава всем травам мати" (за то или другое растение принимать ее) является доброю травой, подающей людям подмогу немалую, - недаром народная молвь крылатая и говорит, что зародилась она впервые на белом Божьем свете из пречистых слез Богоматери, пролитых Приснодевою по Ее возлюбленном сыне, принесшем темному миру Свет спасения.
|